Итоги и тренды навигации 2022

Водные экскурсии в Петербурге заполнили индивидуальные туристы. На теплоходах нашей компании в прошедшем навигационном сезоне доля индивидуальных туристов превысила 80%. Этот тренд стал главным итогом навигации-2022. В самые высокие допандемийные сезоны индивидуальные путешественники не превышали половины от общего числа пассажиров на судах компании.

В прежние годы индивидуальные туристы, приобретавшие билеты на водные экскурсии, в основном представляли Москву и ближайшие к Петербургу локации. Теперь география существенно расширилась – прогулки по рекам и каналам города, а также Финскому заливу стали востребованными у жителей многих регионов страны, даже не особенно географически близких к Санкт-Петербургу.

Стремительный рост индивидуальных туристов объясняют несколькими факторами: сформированной на основе зарубежных поездок привычке самостоятельно планировать свой отдых; развитию и доступности онлайн-бронирования водных прогулок, в том числе, дополнительных сервисов на борту (40% от общего числа приобретенных билетов на наши теплоходы); возросшими требованиями к качеству услуги; расширению маршрутной сетки, подходящей для индивидуальных поездок по рекам и каналам, включая Финский залив.

В прошедшем навигационном сезоне наша компания открыла несколько новых маршрутов: Музейный – от Крейсера «Аврора» до Военно-Морского музея с заходом в каналы, ранее закрытые для судоходства; переправу на время ремонта Биржевого моста от Петропавловской крепости до Адмиралтейской набережной; экскурсии в Крепость Орешек с остановкой у Музея-Диорамы «Прорыв блокады Ленинграда». 

Каждая из этих линий продолжит работу в следующем году. Например, переправа зарекомендовала себя как удобный транспортный маршрут для туристов и жителей города. Многие офисные сотрудники Петроградской стороны использовали ее для дороги на работу и обратно, а также в качестве досуга во время обеденного перерыва.

Кроме того, увеличилось число скоростных рейсов в Кронштадт и Петергоф. Еженедельно метеоры «Петергоф Экспресс» осуществляли на линии Петербург-Петергоф более 200 рейсов в каждую сторону. В Кронштадт в прошедшем году было 28 еженедельных отравлений (по 14 из Петербурга и Петергофа), что в 7 раз больше, чем в 2021 году. Маршрут Петербург-Кронштадт вошел также в состав проекта мультимодальных перевозок РЖД. 

На каждом из этих двух направлений «Астра Марин» планирует увеличить количество рейсов в следующем году. 

Помимо новых направлений и расширения действующих маршрутов, наша компания в завершившемся сезоне вывела на Неву в составе своей флотилии 5-й теплоход-ресторан «Ряпушка». Высокий спрос на ресторанное обслуживание во время водных прогулок, который формировали, в том числе, и жители Петербурга, позволил компании увеличить число отправлений теплоходов с этой услугой. Их предлагали не только для вечерних и ночных прогулок, но и для дневных. На регулярной основе стали задействовать даже джазовый пароход «Сити Блюз» с концертной площадкой на борту, который ранее ходил только по выходным. В результате ежедневно теплоходы-рестораны совершали более 20 рейсов, а места в VIP-залах часто распродавались за две недели до отправления.

На период межсезонья мы запланировали реновацию теплохода «Аленка» с реконструкцией верхней палубы и размещением ресторанного сервиса. В 2023 году он станет 6-м теплоходом-рестораном компании.

Теплоходы-рестораны «Москва» и «Ряпушка» с маршрутами по Неве и Финскому заливу впервые в прошедшем навигационном сезоне вошли в состав экскурсий Hop-on Hop-off. Наша организация в уходящем году расширила сетку таких отправлений – вместо прежнего одного маршрута их стало четыре. Кроме «Москвы» и «Ряпушки», это City Sightseeing Neva на теплоходах-кабриолетах и Музейный маршрут на 11-местных тримаранах. Формат Hop-on Hop-off нашел спрос среди индивидуальных туристов, так как он не привязывает пассажира к конкретным остановкам. Мы рассчитываем в следующем году добавить еще один маршрут Hop-on Hop-off – это действующая линия «Золотой треугольник», у которой прошедшим летом появилась новая остановка у Никольских рядов.

— Наши клиенты стали более требовательными и избирательными к услуге водных прогулок – их уже не столько интересует цена, сколько качество. Они переносят ожидания, которые сформировались в зарубежных поездках, на внутренний туристический рынок. В прошедшем сезоне привлекательность нашей услуги повлияла на рост доли возвратных пассажиров, а также жителей Петербурга. Такой уровень спроса увеличил средний чек, хотя стоимость билетов и ресторанного обслуживания на борту у нас осталась на прежнем уровне, — говорит генеральный директор ГК «Астра Марин» Андрей Кузнецов. – Для нас, как судоходной компании, важно предоставлять услуги на борту современных теплоходов. Помимо традиционной работы по их реновации и обновлению, проходящей в каждое межсезонье, важным направлением для компании становится строительство нового флота. Мы рассчитываем, что уже через три года сможем вывести в акваторию Невы и Финского залива совершенно новый тип теплоходов, построенных с учетом современных требований пассажиров.    

В собственности нашей судоходной компании находится 29 единиц флота, общая пассажировместимость которых составляет более 2000 человек. В 2022 году компания перевезла на своих теплоходах в Петербурге более 815 000 человек. Мы рассчитываем на рост пассажиропотока в следующем навигационном сезоне.